15 февраля 2022 г.

Как правильно выбрать монитор.

Мониторы условно можно поделить на несколько классов: бюджетные, «для работы и учебы», игровые, профессиональные и портативные. Выбор дисплея — это путь компромиссов между качеством картинки, скоростью работы и финансовыми возможностями. Сегодня мы рассмотрим основные характеристики мониторов и обсудим ключевые моменты выбора.


Диагональ 

Начинать выбор монитора правильнее с типа матрицы, но, как и с телевизорами, пользователей больше заботит диагональ, которая в крайних случаях может достигать 55 дюймов. 

  • 19–22 дюйма — бюджетные офисные модели, собранные зачастую на базе TN-матрицы. Для домашнего использования берутся редко. Имеют самую низкую стоимость.
  • 24 дюйма — одна из самых ходовых диагоналей. Ценится за универсальность, богатый выбор моделей и доступную цену. Большая часть таких мониторов имеет разрешение Full HD и построена на базе IPS или VA.
  • 27 дюймов — распространенный вариант, особенно любимый геймерами и профессионалами. Оптимальное разрешение — 2К (QHD), но они дороже базовых моделей на Full HD.
  • 29 дюймов — встречается только в ультрашироких моделях, которые в последнее время становятся все более популярными. 
  • 32 дюйма — необходимость в увеличении размера пришла с разрешением 4К (UHD). Эта диагональ оптимально его масштабирует, а монитор все еще удобно размещается на столе. Разлет в стоимости таких устройств — гигантский: от 20 тысяч до полумиллиона рублей.
  • 34 дюйма — наиболее частая диагональ для ультрашироких моделей с разрешением UWQHD (3440x1440). Идеальна для полного погружения в современные игры и фильмы, особенно в изогнутом исполнении.
  • 43 и 49 дюймов — так называемые Double Full HD и Double 2К-мониторы (не путать
    с ультраширокими), полноценно заменяющие два совмещенных дисплея. Оптимальны для монтажа видео. 

Отдельно идут портативные мониторы с диагональю 15,6 дюйма. Они имеют встроенный аккумулятор и предназначены для работы вне дома и офиса. Подключаются к планшетам, смартфонам, консолям. Высокая для такого размера цена обусловлена мобильностью
и отличными техническими характеристиками.

Соотношение сторон

В вопросе соотношения сторон рынок постепенно расставил все на свои места. «Квадраты» 5:4 и 4:3 ушли на пенсию, и сегодня «правят бал» телевизионное соотношение 16:9 и кинематографическое 21:9. Поклонникам моделей 16:10 стоит поторопиться — с каждым годом их выпускают все меньше.

Неожиданный взлет формата 21:9 можно объяснить несколькими причинами.

  1. Удобство: при выполнении некоторых задач (кодинг, видеомонтаж, таблицы) они стали действительно незаменимыми.
  2. Упорство компании LG, которая усиленно продвигала их на рынок и добилась интереса как пользователей, так и других производителей.
  3. Доступность. Благодаря конкурентной цене им удалось прочно занять свою нишу.
  4. Увеличение эффекта присутствия в современных играх и фильмах.

Есть и «ложка дегтя» — старые игры и кино не поддерживают такое соотношение
и идут с черными полосами по бокам.

Изогнутый экран

В телевизионной сфере изогнутые матрицы потерпели фиаско, но в мониторах такое решение пользуется спросом, обеспечивая максимальное визуальное погружение в игры и фильмы. Во всяком случае так пишут маркетологи. Чем меньше радиус кривизны, тем больше изгиб. Типовые значения — 1500R и 1800R.

Однако такие экраны подойдут далеко не всем. Для работы, например, с чертежами и 3D-моделями их брать не стоит ввиду ощутимого искажения перспективы. Медиаконтент же смотрится на таких мониторах просто великолепно.

Покрытие экрана

Покрытие дисплея бывает глянцевое и матовое. Глянцевые модели сильно бликуют, но имеют лучшую цветопередачу. Впрочем, сегодня они встречаются редко. С матовыми экранами сложнее: здесь вам и полуглянцевое, и полуматовое, и даже нано текстурное покрытие. Проблема таких мониторов — возможный кристаллический эффект, выраженность которого можно оценить только при личном осмотре включенного устройства.

Разрешение

Максимальное разрешение экрана — это количество пикселей по горизонтали, умноженное
на количество пикселей по вертикали. Чем выше разрешение, тем четче картинка и больше требования к вашей видеокарте.

  • 1920 x 1080 — самое ходовое разрешение с огромным количеством контента. Большая часть 24/27-дюймовых мониторов идет именно с разрешением Full HD. Пользуется спросом у геймеров, так как позволяет получить высокий FPS в играх без значительных вложений в графический адаптер. Разрешение меньше Full HD можно встретить в бюджетных мониторах с TN-матрицей. 
  • 2560 х 1080 — широкоформатное разрешение для мониторов с диагональю 29 и 34 дюйма.
  • 2560 х 1440 — переходное разрешение (2К), популярное в ПК-среде благодаря более четкой картинке и способности современных адаптеров выдавать на нем высокий FPS. Хорошо подходит для работы с фотографией.
  • 3440 x 1440 — широкоформатное разрешение для мониторов на 34 дюйма. Более близко
    к 2К, чем к 4К, что позитивно сказывается на играх. Хорошая видеокарта (уровня GTX 1070/2060 Super) спокойно «раскроет» такой монитор.
  • 3840 х 2160 — UHD, или 4К. Остается прерогативой избранных ввиду огромных требований по железу, но не по деньгам. За этим разрешением — будущее.
  • 6016 x 3384 — впереди планеты всей компания Apple, которая, как всегда, отличилась
    и выпустила Pro Display XDR — монитор с невиданным разрешением 6К и невероятной стоимостью почти 400 тысяч рублей. Ножка, кстати, продается отдельно, а за ее цену можно приобрести отличный 4К-монитор с функцией аппаратной калибровки.   

Разрешение «двойных» мониторов бывает: 3840 x 1080, 3840 x 1200, 5120 x 1440. Разделив первое число пополам, можно легко понять, какие два монитора заменяет данная модель. 

Тип матрицы

Самый главный элемент любого монитора — матрица. Несмотря на огромную маркетинговую карусель, которую закружили вокруг нас производители, реальный выбор сегодня состоит из двух вариантов — VA или IPS. Для обычного домашнего использования TN откровенно устарели, а OLED-мониторов на рынке всего пара штук. Рассмотрим основные типы матриц.

  • TN+film (Twisted Nematic) — первая коммерческая технология производства ЖК-дисплеев.
    В последнее время применяется только в офисных и игровых ПК. Основные недостатки таких мониторов — плохая цветопередача и малые углы обзора. Однако есть и большой плюс — самый быстрый отклик пикселя среди всех типов матриц. Именно поэтому матерые киберспортсмены часто выбирают TN. Для работы с цветом и просмотра медиаконтента их категорически не советуют.
  • VA (Vertical Alignment) — один из двух ключевых игроков на рынке. В таких матрицах выравнивание пикселей происходит по вертикали. Они лучше блокируют свет и имеют самый высокий уровень статичной контрастности 3000:1. Расплатой за это становятся уменьшенные углы обзора и время отклика. Последнее объясняет почему VA-матрицы меньше других подходят для динамичных игр.                                                                                                                                                                                                                      Одной из популярных разработок Samsung является QLED — технология, расширяющая цветовой охват за счет использования в VA-матрице дополнительного слоя квантовых точек и претендующая на игровые возможности.
  • IPS (In-Plane Switching) — самый универсальный вариант (особенно, когда вы не знаете, что вам точно нужно): и цветопередача хорошая, и скорость отклика, и углы обзора. Разумеется, за все нужно платить — контрастность таких матриц редко превышает 1000:1. В темное время суток будет отчетливо видно, что черный цвет откровенно серый, может проявляться глоу-эффект — превращение черного в серый при увеличении угла обзора и падение контрастности.

Глоу-эффект

Чехарда с разными IPS-матрицами закончилась, и сейчас на рынке господствует AH-IPS (advanced high performance IPS). Также компания LG готовится вывести в массовый сегмент Nano IPS, которые до недавнего времени были доступны только на их флагманских мониторах. Суть технологии заключается в нанесении на светодиоды подсветки специальных наночастиц, которые отсекают паразитные оттенки и существенно улучшают цветопередачу. Название такой KSF-подсветки складывается из первых букв используемых элементов: калий, кремний, фтор. Поэтому любая KSF — это W-LED, но не любая W-LED — KSF.

Fast IPS (Rapid IPS) — быстрые IPS-матрицы, которые по скорости отклика могут соперничать
с TN, обеспечивая при этом отличную цветопередачу. Название скорее маркетинговое, поэтому заветные слова нужно искать либо на коробке, либо на сайте производителя.

Яркость и контрастность 

Яркость — максимальный уровень белого, который может отобразить монитор. Измеряется
в кд/м² (нит).

  • 250–350 кд/м² — типичная яркость современных мониторов, достаточная для любых закрытых помещений. Если вы не работаете в яркой солнечной комнате, даже цифры 250 нит будет вполне достаточно.
  • 400–600 кд/м² — мониторы с заявкой на начальный HDR. Попытки производителей завлечь пользователей тремя волшебными буквами, не подкрепленные 1000-зонной локальной подсветкой и достаточным количеством HDR-контента, пока не увенчались успехом.
  • Более 1000 кд/м² — дисплеи для создателей HDR-контента. Такой уровень яркости встречается в самых продвинутых мониторах с Mini-LED подсветкой и ценой подержанной иномарки. Советовать рядовому пользователю монитор, который на расстоянии вытянутой руки выдает 1200 нит, мы точно не будем.

От статической контрастности зависит насыщенность черного цвета, которую может передавать монитор. Чем выше контрастность, тем выше детализация. Самые «черные», как уже было сказано выше, — VA-матрицы, у которых этот показатель может достигать 4000:1.

Глубина цвета и цветовой охват

Глубина цвета — не такой важный, как в телевизорах, но все же показатель.. Она определяет количество цветов, отображаемых устройством. Идеальным вариантом для профессионального монитора станет настоящая десятибитная матрица, которая способна передать более миллиарда оттенков. Такие модели, как правило, стоят на вершине прайса.

Поклоннику хорошей цветопередачи можно посоветовать так называемую псевдо десятибитную матрицу (8 бит + FRC) — компромисс между количеством передаваемых цветов (тот же 1,07 млрд) и стоимостью. Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов и обычные восьмибитные матрицы — разницу с 10 битами заметит только тренированный глаз
в определенных сценариях использования.

Цветовой охват — это диапазон цветов, которые может отобразить монитор. sRGB — типовое цветовое пространство, в котором работает большая часть устройств. Adobe RGB пользуются профессионалы, работающие с печатными изображениями. В последнее время стали также активно продвигать кинематографический DCI-P3.

Производители давно перевалили отметку в 100 % sRGB и потихоньку подгоняют к ней Adobe RGB. Стремиться любой ценой купить монитор с расширенным цветовым охватом не стоит — есть риск получить избыточно яркие цвета и перенасыщенную картинку. Такие мониторы должны иметь хорошо откалиброванный режим sRGB.

Частота обновления экрана — количество кадров, которые может отобразить устройство за одну секунду. Чем выше этот показатель, тем плавнее картинка на экране. «Гражданская» частота обновления составляет 60/75 Гц, игровая — 120/144 Гц. Для самых хардкорных геймеров предлагаются модели на 240, 280 и даже на 360 Гц.

Не стоит забывать, что такую частоту обновления нужно обеспечить соответствующим FPS. С ее увеличением возрастают требования к видеокарте. Слабый графический адаптер сводит на нет смысл покупки высокогерцового монитора.

Системы адаптивной синхронизации

Любой игровой монитор должен быть оснащен технологией Adaptive-Sync. Это синхронизация частоты обновления экрана с количеством кадров, выдаваемых видеокартой. Системы адаптивной синхронизации созданы для уменьшения задержек и устранения разрывов изображения. Каждый из двух ключевых производителей видеокарт предлагает свое решение.

  • AMD FreeSync — реализуется через интерфейсы DisplayPort и HDMI. Технология программная и бесплатная, но требует обязательной сертификации. Официальный список таких мониторов указан здесь.

На сегодня существует три уровня технологии от AMD: FreeSync, FreeSync Premium и FreeSync Premium Pro. Последние два требуют от монитора частоту обновления не менее 120 Гц, минимальное разрешение 1920 x 1080 и поддерживают компенсацию низкой частоты кадров (LFC). Pro-версия дополнительно реализует функцию расширенного динамического диапазона (HDR). 

  • NVIDIA предлагает своим пользователям аналогичную технологию G-SYNC, которая также имеет три уровня: G-SYNC ULTIMATE, G-SYNC и G-SYNC Compatible. Первые два реализуются аппаратно и требуют специального чипа, последний — программно через DisplayPort. Осознав нежелание геймеров переплачивать, компания стала сертифицировать мониторы для корректной работы со своими видеокартами — количество мониторов с G-SYNC Compatible растет с каждым днем. Официальный список протестированных мониторов — здесь. 

Время отклика

Отклик монитора — минимальное время, необходимое пикселю для изменения своей яркости. Очередной важный для геймеров показатель позволит при хорошей реакции раньше заметить противника. Каждый производитель трактует эту характеристику по-своему и старается уменьшить ее значение. Для этого применяются разгон матрицы (overdrive) и разные методики замеров.

Чтобы ускорить «поворот» субпикселей, на них кратковременно подается повышенное напряжение. Технология считается безвредной, но может вызывать артефакты переразгона — остаточные изображения, шлейфы и т.п.

GtG (grey to grey) — переключение с 90 % яркости серого до 10 %. Это самый популярный метод замера, видимо, потому, что он дает максимально хороший результат. Намного реже встречается BtW (black to white) — переход неактивного черного пикселя в максимально белый — и BWB (black-white-black) — переключение черного на белый и обратно. 

Измерить время отклика в домашних условиях практически невозможно, а потому приходится верить производителям на слово, даже если заветная 1 мс была получена в лабораторных условиях при диком переразгоне матрицы. 

Показатель MPRT (motion picture response time) — так называемый кинематографический отклик для движущегося изображения. Не является временем отклика пикселя как таковым,
и правильнее будет называть его временем видимости пикселя.  

В реальной жизни для игрового монитора хорошим показателем станут честные 1–4 мс. Для обычного устройства хватит даже 8 мс.

Технологии защиты зрения

Практически все современные мониторы оснащены тем или иным набором систем защиты зрения. Устройства без ШИМ (широтно-импульсной модуляции) имеют в своих спецификациях надписи Flicker-Free или Flicker safe, которые говорят об отсутствии невидимого глазу мерцания.

Технология защиты Low Blue Light снижает излучение синего света в диапазоне 420–480 нм, благодаря чему уменьшается нагрузка на глаза. Впрочем, данная опция давно реализована программно в ОС Windows 10, поэтому, если ее нет — не страшно.  

Разъемы

Для подключения монитора к современному ПК используется либо HDMI 2.0, либо DisplayPort 1.4. Только они способны передавать изображение высокого разрешения с высокой частотой кадров. В бюджетных моделях и «старичках» можно найти DVI и VGA.

Ценители Mac могут вспомнить о существовании Thunderbolt 3 (Type-C) — действительно удобный разъем, который еще и заряжать обратно может. Правда, мониторы с ним можно пересчитать по пальцам одной руки.

Также в мониторах часто встречаются такие дополнительные порты, как USB, используемый в качестве хаба, и 3,5-миллиметровый разъем для наушников. Насколько они необходимы, каждый решает сам.

Регулируемая подставка и крепление VESA

Подставка — важная часть эргономики монитора. Обычная ножка зачастую регулирует только наклон панели. Более продвинутые подставки могут еще менять высоту. У топовых моделей добавляется регулировка угла поворота (до 90 градусов) и ориентации дисплея (портрет/пейзаж).

При ограниченной площади стола стоит обратить внимание на форму и размеры подставки. Прежде всего это касается изогнутых моделей с массивными ножками. В противном случае пользователь рискует оказаться «нос к носу» со своим новым дисплеем. И уж тем более не стоит рассчитывать поместить его на полочку для монитора, которыми любят оснащать бюджетные компьютерные столы.

Практически все мониторы имеют крепление VESA (чаще всего 100 х 100 мм). Оно позволяет без особых усилий подвесить устройство на стену или установить на специальный кронштейн.

Несколько советов напоследок

  • Не гонитесь за самой современной моделью. Мониторы второй-третьей ревизии часто лишены «детских болячек» и успевают накопить солидную базу отзывов от реальных пользователей.  Абсолютно у каждого производителя есть удачные и не очень модели. Выбираем не бренд, а характеристики.
  • HDR — главная телевизионная технология — в мире ПК пока не взлетела. Нужен ли расширенный динамический диапазон человеку, который сидит от монитора на расстоянии вытянутой руки, — вопрос открытый. Однако количество сертифицированных по стандарту VESA DISPLAY HDR моделей растет. Напомним, что для полной реализации HDR требуются 10-битная матрица, 1000-зонная подсветка и яркость выше 1000 нит.
  • Не стоит предъявлять высоких требований к бюджетным офисным мониторам. Они рассчитаны на офисные программы и не предполагают качественный просмотр мультимедиа и тем более работу с цветом.  
  • В домашнем мониторе для просмотра фильмов и непритязательных игр на первом месте стоит диагональ и качество изображения. В этом случае стоит рассмотреть устройства на IPS- или VA-матрице с разрешением Full HD/2К и технологиями защиты зрения.
  • Идеальной модели геймерского монитора не существует — все зависит от типа игры. Профессиональные киберспортсмены жертвуют всем ради скорости и обычно играют на 24-дюймовых плоских мониторах с невысоким разрешением.
  • Для домашнего же гейминга с полным погружением в игру чаще всего выбирают изогнутые модели с высоким разрешением (2К и выше), хорошей цветопередачей, низким временем отклика и частотой обновления 144 Гц.
  • Профессиональные мониторы всегда находятся в верхнем ценовом сегменте. Пользователи доплачивают за настоящую десятибитную матрицу, 1000-зонную подсветку, яркость от 1000 нит и такие примочки, как компенсация неравномерности подсветки, аппаратная калибровка, расширенные цветовые настройки, защитные шторки. Начинающим специалистам зачастую хватает возможностей полупрофессиональных решений.